Четверг 02.05.202412:45
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Вход на сайт
Поиск
Меню сайта
Категории
Мои статьи [9]
Астрономические наблюдения [4]
Публикации в журналах [6]
Эссе [2]
Книги [9]
Телескопостроение и приборостроение [12]
Региональное отделение [6]
Прочее [2]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

С.Ю. Масликов История любительской астрономии в России и СССР. Часть II. Общественные любительские организации (до 1991 г.), начало.

 

ИСТОРИЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ АСТРОНОМИИ В РОССИИ И СССР
Часть II. Общественные любительские организации (до 1991 г.)

 

Сергей Масликов
Новосибирск
sm@astronomer.ru


В конце XIX века эпоха неорганизованных астрономов-одиночек подошла к концу. Астрономические общества уже возникли в Англии (1820) и Германии (1863). Первую в мире организацию астрономов любителей основал в 1887 году К. Фламмарион во Франции. Противником создания Русского астрономического общества в среде профессиональных астрономов был директор Пулковской обсерватории О.В. Струве, немец по национальности. Однако он не мог помешать организовать такое общество любителям астрономии. Поводом для создания первого общества послужило солнечное затмение 19 августа 1887 года, которое историк астрономии А.Кларк назвал "русским затмением". Полоса затмения прошла через всю Россию и вызвала всплеск интереса общественности к астрономии.

Особенно - в Нижнем Новгороде и, надо сказать, - неслучайно. Интерес к астрономии возник здесь еще в 60-х годах ХIХ в. И одним из зачинателей пропаганды естественных наук в городе был И.Н. Ульянов – отец В.И. Ленина. В Казанском университете он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Способ Ольберса и его применение к орбите Клинкерфюса». А работая в Нижнем Новгороде создал физический кабинет, ставший впоследствии базой деятельности кружка любителей физики и астрономии.

Однако вернемся к затмению. Жители Нижнего Новгорода для наблюдения выехали на четырех пароходах в г. Юрьевец, расположенный в 150 км вверх по Волге. После затмения по дороге домой на борту парохода «Эолина» разгорелись жаркие дебаты. Группа пассажиров обсуждала не столько само затмение, сколько увиденное ими потрясающее невежество местного населения.  В результате молодые преподаватели С.В. Щербаков и И.И. Шенрок, а также директор дворянского банка П.А. Демидов и другие договорились о создании астрономического общества, в первую очередь для просвещения народных масс.

Препятствий для этого оказалось очень много. Научный кружок мог быть организован только в университетском городе, а Нижний Новгород таким не являлся. Требовалось "высочайшее соизволение самого императора". Лишь благодаря петербургским связям П.А. Демидова через год в августе 1888 года разрешение было получено. Правда, чиновники не согласились с названием "общество любителей астрономии", слишком необычным для того времени это было. В качестве компромисса в название кружка была добавлена и физика. Демидов был юристом по образованию и страстным любителем астрономии, он подарил вновь организованному "Нижегородскому кружку любителей физики и астрономии" часть своей библиотеки и небольшой телескоп. Другой телескоп - 4" рефрактор фирмы Мерца был куплен в рассрочку на два года у известного астронома Ф.А. Бредихина. Телескоп имел прекрасную оптику и, что самое главное, большое число приспособлений.
 

Обложка "Очерка деятельности Нижегородского кружка любителей физики и астрономии за первое десятилетие (1888-1898)".

Обложка "Очерка деятельности Нижегородского кружка
любителей физики и астрономии за первое десятилетие (1888-1898)".
(Источник: 
Bibliarh.narod.ru)


Одним из активных наблюдателей кружка стал крестьянин К.И. Каплин-Тезиков из с.Богородского Нижегородской губернии, который сделал ряд ценных наблюдений в свой небольшой рефрактор и организовал у себя в селе что-то вроде филиала кружка. Однако основной заслугой кружка были не наблюдения, а просветительская работа и регулярное издание Русского астрономического календаря. Календарь начал выходить ежегодно с 1895-го года и стал первым общероссийским изданием для любителей астрономии. В качестве образца был взят бельгийский ежегодник "Annuair", однако содержание таблиц определялось самостоятельно главным редактором календаря Сергеем Васильевичем Щербаковым (1859-1932). Первой международной оценкой этого календаря стала Большая серебряная медаль Всемирной Парижской выставки 1900 года.

В первые 20 лет тираж Календаря составлял около 2-х тысяч экземпляров. В годы советской власти он принял свой классический вид (с 1923 г.), потерял слово Русский из своего названия (в 1935 г.), но значительно вырос в тираже. В конце 40-х послевоенных годов тираж снизился до 1500 экземпляров, но после того, как издание Календаря в 1952 году было передано из Нижнего Новгорода в Москву, вновь стал увеличиваться и достиг рекордной цифры 80 тысяч экземпляров в 1988 г. За более чем столетний период пропущены были только несколько выпусков - в первые годы советской власти в 1920-22 гг. и во время становления новой России в 90-х гг. Даже в тяжелые годы фашистского нашествия 1941-45 гг. труд нижегородцев не прерывался. Увы, последние несколько лет Календарь исчез с книжной полки любителей.

Работа Нижегородского кружка продолжалась и после революции 1917 года, несмотря на гражданскую войну и разруху в России. Более того, в 1928 году начат выпуск бюллетеня "Переменные звезды", а библиотека кружка пополнялась иностранной литературой, что было небывалым для того времени явлением. В качестве курьеза, говорящего о международной известности нижегородского кружка, можно привести такой факт. В 1930 году было составлено письмо известных советских астрономов папе римскому Пию XI об ответственности католической церкви за сожжение Джордано Бруно и преследования Галилея. В ответ на это письмо Ватикан заявил: "Нам известны в СССР только нижегородские астрономы, с которыми Ватиканская обсерватория обменивается изданиями, а лица, именующие себя русскими астрономами, Ватикану неизвестны".
 

А.А. Борисяк, 1901 г.

Ученик 4-го класса
5-й Киевской гимназии
Андрей Борисяк, 1901 г.
  Через два года после Нижегородских любителей в 1890 году организовали свое общество и астрономы-профессионалы. Формальных ограничений для участия любителей в работе Русского астрономического общества не было, но заручиться рекомендацией пяти действительных членов любителю было почти невозможно. Ярким исключением стал 15-летний киевский гимназист Андрей Борисяк (1885-1962). Дело в том, что 21 февраля 1901 года в созвездии Персея вспыхнула новая звезда, достигшая в максимуме нулевой величины. Первым ее увидел Борисяк (вместе со своим товарищем А.И.Барановским). Он на несколько часов опередил астрономов-профессионалов и был удостоен за это открытие немалых по тем временам почестей. Император Николай II собственноручно подарил ему телескоп Цейсса, а Русское астрономическое общество приняло его в свои действительные члены. Позднее по рекомендации Фламмариона Борисяк стал также членом Французского астрономического общества. Мечтая связать свою судьбу с астрономией, Андрей поступил в университет, однако не смог осилить сложные математические дисциплины. В итоге он стал профессиональным музыкантом и написал учебник "Школа игры на виолончели".


В 1908 году возникло еще одно любительское объединение - Московский кружок любителей астрономии. Среди 36 учредителей кружка были представители различных профессий и специальностей - известный московский астроном, профессор А.М. Жданов, врач, доктор медицины Н.Ф. Голубов, молодые тогда астрономы - К.Л. Баев, С.В. Орлов, геодезист К.А. Цветков, анатом, профессор Д.Н. Зернов, его сын - физик В.Д. Зернов, художники братья Аполлинарий и Виктор Васнецовы. Члены кружка получили возможность пользоваться для наблюдений сразу несколькими хорошими рефракторами диаметром от 3" до 6", переданных кружку частными лицами. В декабре 1909-го члены кружка первыми в Москве сфотографировали приближающуюся к Земле комету Галлея, а С.В. Орлов сделал уникальные снимки других комет. К 1913 году кружок уже имел 314 членов и был преобразован в Московское общество любителей астрономии (МОЛА), а в его работе принимали участие и профессиональные астрономы.
 

Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова. 1897.

А.М. Васнецов. 1897 г.
  Одним из членов-учредителей МОЛА стал известный русский художник Аполлинарий Васнецов (1856-1933). Некоторые свои астрономические наблюдения он талантливо отобразил на полотне. Например, картина "Солнечное затмение около Вятских полян" написана под впечатлением от затмения 1887 года, а "Солнечная корона (у Карадага)" была написана сразу после затмения 1914 года, которое Васнецов наблюдал с помощью бинокля в Крыму. Для наблюдений он специально отправился в Феодосию, где местом наблюдения избрал гору Тете-Оба. Отсюда открывался широкий морской горизонт в сторону Керчи с видимым вдали Азовским морем и скалистой вершиной Карадага на северо-западе. Там же он сделал очень точный рисунок солнечной короны и написал картину "Надвигающаяся на Феодосию лунная тень", которую вскоре преподнес МОЛА.
Он мастерски владел не только кистью, но и пером. Статья "Заревое кольцо во время полного солнечного затмения [1914 г.]" по представлению кружка была опубликована в "Известиях Русского астрономического общества".

 

Картина А.Васнецова “Надвигающаяся на Феодосию лунная тень. 1914 г.

Картина А.Васнецова “Надвигающаяся на Феодосию лунная тень. 1914 г.”,
показывающая солнечное затмение 1914-го года


В 1909 году в Петербурге по инициативе Н.А. Морозова было организовано Русское общество любителей мироведения (РОЛМ). Под мироведением понимался весь спектр естественных и физико-математических знаний. Организатор этого общества Н.А. Морозов был замешан в революционной деятельности и провел в одиночном заключении 22 года (с 1883 по 1905), после чего стал заниматься только наукой. В первый же год существования общества была открыта своя обсерватория, в которой через год был установлен 175-мм рефрактор Мерца. Наиболее продуктивные наблюдения были проведены в отделе переменных звезд и отделе метеоров. В свои лучшие годы общество объединяло более 700 человек.

Ветер революции 1917-го года не мог не коснуться астрономов. По требованию вождей научные исследования должны были увязываться с задачами строительства социализма. Астрономы в то время принимали социалистические обязательства типа: "обязуюсь подтвердить и выяснить характер изменения яркости 150 не исследованных, новооткрытых переменных звезд". Каждое открытие того времени должно было подтверждать преимущество социалистического строя над капиталистическим. Поэтому когда 1 сентября 1919 г. С.М. Селиванов из Петрограда обнаружил новую комету, то об этом открытии Народный комиссар по иностранным делам Чичерин сообщил всему миру как об одном из достижений советской власти.
 

Демонстрация небесных объектов в саду бывшего Московско-Нарвского Дома культуры Ленинграда в 1933 г.

Демонстрация небесных объектов в саду бывшего
Московско-Нарвского Дома культуры Ленинграда в 1933 г.
У телескопа рядом с мальчиком стоит Александр Соловьев,
открывший в 1916 году переменную звезду


В 1918 году несколько любителей одновременно открыли Новую звезду в созвездии Орла, а первому сообщившему об этом в РОЛМ - 16-летнему школьнику из Тулы В.А. Шумакову - Общество преподнесло в подарок телескоп-рефлектор.

В 1922 г. из Московского общества любителей астрономии выделился Коллектив наблюдателей (КОЛНАБ). За десять лет своего существования члены КОЛНАБ получили 60000 наблюдений переменных звезд, 13000 наблюдений метеоров, 9000 наблюдений Солнца, сделали 1400 планетных зарисовок, опубликовали 49 работ. Из рядов КОЛНАБ вышли известные советские астрономы Воронцов-Вельяминов и Паренаго.
 

Первая страница бюллетеня КОЛНАБа номер 1 за 1925 год

Первая страница бюллетеня КОЛНАБа номер 1 за 1925 год


Еще один пример документа того времени можно найти на сайте Переславль-Залесского музея.

Постепенно волна преобразований во всех сферах жизни советского народа накатилась и на старые астрономические общества. Сначала было закрыто Русское астрономическое общество (в 1928), а затем и РОЛМ (в 1930 г.). Надо сказать, что еще в 1912 году РОЛМ начало издавать первое издание журнального типа - "Известия РОЛМ", которое в 1917-м было преобразовано в журнал "Мироведение". Теперь же, одновременно с закрытием общества произошла и полная смена редакторского состава журнала. Поскольку около четверти публикуемых статей являлись переводами зарубежных работ, читатели журнала знали о том, что происходит в астрономии за пределами "железного занавеса". Как и положено зарубежные авторы подвергались жесткой, подчас беспощадной критике. Например, сильно досталось статье Ф.Цвикки, в которой отстаивалась теория расширяющейся Вселенной. Однако все это не спасло журнал от закрытия под надуманным предлогом в 1937 г.

Окончание >>
 

 
 


Источник: http://www.old.astronomer.ru/
Категория: Мои статьи | Добавил: gor-fidel (01.06.2020)
Просмотров: 461 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MOO AGO © 2024 Карта сайта XML
Всесоюзное Астрономо-Геодезическое Общество (1932-2023)